Доведем наши кондоминиумы до кондомаксимума
10 сентября 2004 года

Граждане, пережившие реформирование и модернизацию, окажутся в раю. "Комфортность и безопасность условий проживания, социальная защита при оплате жилищно-коммунальных услуг" - это "ожидаемые конечные результаты реализации программы". Превращение Республики Татарстан в Райскую Территорию обойдется в 33,2 млрд. рублей. Средства отыщутся в бюджете, у частных инвесторов... и, разумеется, у самих "потребителей жилищно-коммунальных услуг".

Магистральных направлений реформы - два, и министр строительства, архитектуры и ЖКХ Марат Хуснуллин правдиво о них поведал. Во-первых, надобно усиленно создавать из нынешних разрозненных квартировладельцев товарищества собственников жилья (ТСЖ), и за ними "закрепить определенную долю общего имущества, освободив от этого государство". То, что получится, называют словом из так называемой "новой латыни" (con - "вместе", dominium - "владение") - кондоминиум, "совместное владение".

Правда, большинство наших начальников произносят его так: кондоминиМум. Одно из двух: либо у них слабое знание новолатинского, либо сильное подсознание. Лично я склоняюсь к второй версии. Почему, спросите вы? Да потому, что всякий раз, говоря о товариществах собственников, представители власти воображают этих собственников наделенными минимумом прав. Возьмите для примера хоть ее, власти, представление, что собственников следует "сверху" принудить объединиться в товарищества - для их же, разумеется, блага. И это уже даже не кондоминиМум, а целый кондомаксимум - максимально кондовое представление о характере частной собственности.

Вторая магистраль программы жилищно-коммунальной реформы - "демонополизация обслуживания". Это и приватизация предприятий ЖКХ (типа "водоканалов") с оставлением за местной властью лишь блокирующего пакета акций, и передача "управления жилищным фондом" частным управляющим компаниям (которых будут выбирать, опять же, не собственники, а государство)... И на таких условиях, как сообщил Марат Хуснуллин:

- Уже есть конкуренция, конкурс частников, желающих управлять жилищным фондом.

- Вы прогноз не показали: сколько в итоге будет плата за коммунальные услуги, - заметил депутат Александр Штанин. - Ведь издержки на содержание надо будет покрывать... Вы говорите "качество", "качество" - а качество имеет количественное, то есть стоимостное, выражение.

- Если посмотреть по годам, то существенного роста тарифов ведь не было, - с глубокой верой возразил министр. - С учетом прихода инвесторов, существенного роста тарифов впредь не будет. По годам. К сожалению, такого расчета пока не существует. Но мы подготовим... А если посмотреть издержки - это ведь в основном издержки инвесторов! А они привлекут кредиты, привлекут банки...

В общем, все нормально. Если не думать, за счет чего "инвесторы" будут компенсировать эти свои издержки.

- Вы же понимаете, чтобы привлечь такую сумму денег, ее же надо обслуживать - как тут обойтись без повышения тарифов? - продолжал депутат Ринат Абдуллин. - Вы можете сейчас сказать, что тарифы подниматься не будут или что бюджетные дотации не будут увеличиваться?

- Вы меня не поняли... - опечалился Марат Хуснуллин, - я говорил: доведение тарифов до рационального уровня...

- Тогда вопрос Штанина остается: графика тарифов нет!

- Мы над ним работаем... Дотаций не должно быть совсем, а нуждающееся население должно быть поддержано через систему адресной социальной поддержки.

Известно, что законопроект о новом механизме этой поддержки уже разработан кабмином, но Госсоветом он будет первоначально рассмотрен не раньше чем через месяц. А уже с января 2005 года отменяются дотации на оплату ЖКУ и все переходят на 100-процентную оплату этих услуг.

- Эта реформа вообще не сахар... - печально констатировал председатель экономического комитета Госсовета Марат Галеев, признав, что новации "могут породить заинтересованность в росте издержек". - Механизмы создания ТСЖ до сих пор не отрешены, землеотведение очень сложно, и вообще - в центре программы не стоит собственник жилья.

- Фракция компартии концептуально отвергает эту программу, - сообщил Роберт Садыков. - Потому что это дальнейший шаг к углублению либерально-демократических реформ. Произойдет многократное увеличение тарифов без увеличения качества услуг!

- Я поддерживаю программу, - сказал Сергей Осколок, - но мы так и не знаем, на сколько действительно - в копейках и рублях - этих услуг оказывается, а сколько уходит в пользу бедных... руководителей жилищно-коммунальных структур.

- Есть ряд мер, которые необходимо принять перед программой, - настаивал председатель бюджетного комитета Илсур Сафиуллин, - нужно, чтобы поставщики заключили договоры с собственниками жилья - понятно, почему им этого делать не хочется: в договоре написаны права и обязанности. На первом этапе необходима стопроцентная установка приборов учета. А когда таким образом выяснится истинная потребность в различных услугах, уже можно заняться реформами инфраструктуры. На 1 кв. метр у нас расходуется 300 кВт-час. А в Финляндии - 70, за счет современных технологий. Частники, в принципе, могут их внедрять - но их финансовые риски очень велики...

Несмотря на все серьезные претензии к программе, ее все-таки решили утвердить в первом чтении, а потом доработать. Может, к тому времени минстрой разродится и прогнозом роста тарифов. Хотя это - вряд ли, таков мой личный прогноз.

Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"